Мур Генри Спенсер



При рождении был назван (первое имя): Генри Спенсер Мур
Когда родился: 30 июля

Где родился: Кастлфорд, Западный Йоркшир

Когда умер: 31 августа

Где умер: Хартфордшир

Страна: Российская империя

Где учился: Художественный колледж в Лидсе, Королевский художественный колледж в Лондоне



Биография

Происходил из шахтёрской семьи. В одиннадцатилетнем возрасте решил стать архитектором, услышав о Микеланджело и его достижениях. Участвовал в Первой мировой войне, был отравлен газами в бою под Камбре (1917).

Генри Мур Полулежащая фигура, 1951. Кембридж

Продолжил традицию монументальной фигуративной пластики и обогатил её новыми художественными способами формообразования. В творчестве Мура выслеживается тенденция, направленная на освоение «открытой формы»; его целью была передача взаимодействия пластической массы и места, как окружающего статую, так и заключенного снутри неё.

Мур родился 30 июля 1898 в Каслфорде (графство Йоркшир). После Первой мировой войны обучался в Художественном институте в Лидсе и Царском художественном институте в Лондоне, где преподавал с 1924 по 1932; он оставил работу в институте только в один прекрасный момент для совершения поездки в Италию. Мур всегда интересовался статуей Старой Греции, этрусков и майя. Под воздействием этого увлечения, также идеи «верности материалам», высказанной критиком Роджером Фраем, он обратился к созданию подчеркнуто вещественных форм, символизирующих природное, земное начало. На их базе строятся его статуи, посреди которых преобладают дамские фигуры и композиции на тему семьи и материнства. Поначалу его работы были довольно близки к реальным объектам, позднее заполучили абстрактный нрав.

Для церкви Св. Матфея в Нортхемптоне он сделал в 1943—1944 скульптуру Мадонны с Малышом. Индивидуальная выставка Мура в Музее современного искусства в Нью-Йорке принесла ему славу 1-го из наилучших мастеров XX века. В 1948 на венецианской выставке Биеннале он получил международную премию, а в 1953 — такую же премию на Биеннале в Сан-Паулу. Посреди его бессчетных произведений — скульптурные композиции для строения редакции журнальчика «Таймс» в Лондоне, для строения ЮНЕСКО в Париже, банка Ламберт в Брюсселе и Линкольновского центра в Нью-Йорке.

Поразительная художественная цельность его произведений не имеет аналогов в истории статуи. Формы плавненько и органично перетекают друг в друга, время от времени образуя углубления и сияющие пустоты, «дыры». Но Мур никогда не занимался неуввязками незапятанной формы, его заинтересовывали образы, напоминавшие природные формы: древнейшие камешки, обтесанные стихиями за много веков; горные пещеры, вымытые подземными потоками; зародыши в материнском чреве; тело человека как целостная органическая система.

Художественный образ представлялся мастеру вроде бы вначале имеющимся в самом материале и только ожидающим, пока его высвободит резец ваятеля. Мур создавал свои композиции из дерева, камня, бронзы, железобетона и терракоты, также выполнил ряд произведений из дерева и свинца, части которых были скреплены туго натянутыми струнами либо медной проволокой. В стиле его акварелей и рисунков пером получила воплощение завышенная восприимчивость мастера к реалиям окружающей реальности, но даже в композициях, выполненных в годы 2-ой мировой войны в английском метро во время налетов германской авиации, главное место отводится выявлению самых существенных, обобщенных форм тела человека, а эмоции и особенность моделей играют второстепенную роль.

В 1984 году в честь 750-летия Берлина Генри Мур сделал статую «Большой разбитый овал: Бабочка» (отлита в литейной мастерской Германна Ноака), которая в 1987 году была установлена напротив берлинского Дома культуры народов мира, который тогда ещё служил Конгресс-центром.

Погиб Мур в собственном доме близ Мач-Хедхем (графство Хартфордшир) 31 августа 1986.

Творчество

После войны обучался в Лидсе и Лондоне, познакомился с Б. Хепуорт. Увлёкся первобытной статуей, изучал этнографическую коллекцию Английского музея. В 1930-х обратился к модернизму, откликаясь на поиски Пикассо, Арпа, Джакометти, Брынкуши, сюрреалистов. Участвовал в организации выставки сюрреалистов в Лондоне (1936).

Статуя Мура, начиная со 2-ой половины 1940-х годов, получает новый импульс к развитию, связанный с возможностью производить им все свои планы в форме монументальной пластики на открытом воздухе — в природном либо строительном пространстве. Материал пластики Мура в 1945—1986 годах — в главном, бронза (в отличие от предыдущего времени, когда возлюбленными материалами Мура были камень и дерево). Не выходя из круга собственных основных тем-образов, выработанных ещё в 1920—1930-е годы, он всячески их интерпретирует — от фигуративных до полуабстрактных вариантов. При всем этом решающее значение придается поиску универсальной, вневременной многозначительной формы, ее органичности окружающему месту, силе внутреннего содержания. Искания Мура часто опираются на заслуги пластики прошедшего (в это время мастер обращается к отрицаемой им ранее пластике традиционной античности, также к романо-готической скульптуре) и на образы частей определенного мира (кости, раковины, камешки и т. д.). Более глубочайшие по значению произведения пластики Мур делает в 1970-е — начале 1980-х.

Графика Мура 1945—1986 годов указывает во всей полноте хорошее от пластического осознание формы. Если в довоенное время главным видом графики художника были т. н. «идеи для скульптуры», конкретно связанные с его скульптурной деятельностью, то сейчас все большее значение придается рисункам воображаемых сцен и образов, также графическим сериям. Для работ Мура периода после войны типично воззвание к теме материнства и рождения новейшей жизни, зародыша, еще связанного пуповиной с мамой, но уже начинающего отдельное от нее существование.. Позднейшие графические работы Мура вполне обращены к призрачным психическим категориям вида, его «душе». Они являются одной из вершин его творчества.

В первых значимых скульптурных произведениях послевоенного творчества Мура получают развитие темы семьи и материнства. Это, сначала, связано с рождением у Генри и Иры Мур в 1946 году их единственного малыша — дочери Мэри. «Семейным группам» конца 1940-х — начала 1950-х годов предшествовало создание в 1943 году каменной скульптуры Мадонны с Малышом для церкви в Нортхэмптоне (другой вариант этой статуи установлен в 1949 году в церкви в Бархэме). Ранешние варианты Домашней группы — маленькие бронзовые статуи. 1-ая крупномасштабная работа на данную тему — бронзовая «Семейная группа», исполненная для школы в Стевенейдже (1948—1949).

В 1952—1953 годах Мур делает один из собственных более ярчайших и романтических образов — бронзовую статую «Король и Королева» (6 отливок). По замечанию Дональда Холла, это «наиболее пользующаяся популярностью статуя — но не посреди живописцев, а посреди гостей галерей». Вправду, в этой композиции есть что-то идиллическое и соразмерное (и по формату, и по внутренней сущности) «конкретному» человеку. Как отмечают многие биографы Мура, поводом для сотворения вида послужило принципиальное историческое событие — погибель Георга VI (который воспользовался всеобщей любовью сограждан) и восшествие на престол царицы Елизаветы II.

Не считая Англии Мур известен статуями на Площади Страдальцев в Люксембурге около штаб-квартиры компании ArcelorMittal.

Лучник. Берлин

Про идею собственного последнего монументального произведения — «Мать и дитя (Капюшон)» (1982—1983) — Мур гласил: «Я не могу откинуть идею Мадонны с Малышом может стать моей последней работой. Я желаю придать ей религиозный смысл». Огромную мраморную версию этой композиции, выполненную по рабочим моделям Мура итальянскими спецами, установили в Соборе св. Павла в Лондоне. Британский искусствовед Норберт Линтон считает, что «углубление, в каком лежит малыш,— это и мандорла, и чрево. От малыша вроде бы исходит сияние, напоминающее сияние в религиозной живописи».

Признание

После 2-ой мировой войны работы Мура заполучили мировое признание, они представлены в больших музеях различных государств. Он награждён Орденом За награды, Орденом Кавалеров Славы. Останки художника лежит в английском Соборе Святого Павла.

Генри Мур в Рф

Произведения Генри Мура в русских собраниях отсутствуют, но их можно временами созидать на временных выставках. 1-ая в нашей стране экспозиция его статуи и графики свершилась в 1991 году и прошла в Музее Бенуа в Петергофе, а потом в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве. К экспозиции было подготовлено издание каталога «Генри Мур: Человеческое измерение», на российском и британском языках. В 2011 году прошла выставка «Генри Мур в Эрмитаже. Статуя и рисунки», приуроченная к 70-летию начала Величавой Российскей войны и объединившая «военную» графику Мура с блокадными рисунками конструктора А.С. Никольского. 22 февраля 2012 года в Кремле открылась экспозиция «Генри Мур и традиционный канон современной скульптуры».

Сноски

Мур, Генри Спенсер на Викискладе? ↑ 1 2 Record #118583875 // Gemeinsame Normdatei — Leipzig: Katalog der Deutschen Nationalbibliothek, 2012—2014. Испытано 26 апреля 2014. ↑ Гусева Е. «Бабочка» Генри Мура отправилась на реставрацию // ARTinvestment.RU. 2010. 27 марта. ↑ См.: Котломанов А.О. Генри Мур — книжный график // Книжка: исслед. и материалы. М., 2004. Сб. 82. С. 171—181. ↑ Сергей Хачатуров «Генри Мур и традиционный канон современной скульптуры» // Artchronika.ru. 2012. март. ↑ Hall D. Henry Moore. The life and work of a great sculptor. New York, 1960. P. 129. ↑ 1 2 Цит. по: Генри Мур: Человеческое измерение. Лондон: Британ. Совет, . С. 137. ↑ Котломанов А.О. Гуманист? Модернист? Виталист? К вопросу о роли Генри Мура в истории современной статуи // Вестник СПбГУ. Серия 15: Искусствоведение. 2012. Вып. 3—4.

Литература

Grigson G. Henry Moore. London, 1944. Hall D. Henry Moore. The life and work of a great sculptor. New York, 1960. Read H. Henry Moore. A study of his life and work. New York; Washington, 1966. Berthoud R. The life of Henry Moore. London; Boston, 1987. О собственном творчестве ведает архитектор Генри Мур // Великобритания. 1975. № 2. С. 82—93. Мур Г. О скульптуре / Пер. с англ. и публ. Н. Дубовицкой // Русская статуя'78. М., 1980. С. 255—268. Генри Мур: Человеческое измерение. Лондон: Британ. Совет, .

Другие материалы в этой категории: « Мэнсон Джеймс Мур Алан »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный