Юдовин Соломон Борисович



При рождении был назван (первое имя): Юдовин, Шлойме Борухович
Когда родился: 27 октября

Где родился: Бешенковичи

Когда умер: 5 декабря

Где умер: Ленинград

Происхождение: из мещан
Подданство: Российская империя

Гражданство: СССР

Жанр: графика, книжная графика
Где учился: у Ю. М. Пэна

В каком стиле писал: «Еврейский ренессанс»,
модерн

На него(неё) оказали влияние школа: М. Шагал




Биография

Детство и молодость

Соломон Борисович (Шлойме Борухович) Юдовин родился в местечке Бешенковичи под Витебском (в 50 км к западу) в еврейской семье. Отец грядущего художника был ремесленником, мама — домохозяйкой.

В 1906 году в восьмилетнем возрасте Шлойме Юдовин был принят в витебскую Школу рисования и живописи Ю. М. Пэна.

В 1910 году благодаря помощи собственного дяди С. Ан-ского переехал в Петербург, обучался в Рисовальной школе Общества поощрения искусств (возглавляемое Н. К. Рерихом), и сразу с 1911 года до 1913 года учился в личных петербургских студиях М. Бернштейна, а потом М. В. Добужинского.

Был членом петербургского «Еврейского общества поощрения художеств» (действовавшего в 1915-1919 годах).

Роль в экспедициях С. Ан-ского 1914. Портной, Волынская губерния, г. Краменец. Фото С. Юдовина.

Юдовина с молодости завлекало движение «Еврейского ренессанса», которое было частью общего авангардного движения в искусстве Рф. Это движение почти во всем и сформировало его художественные интересы. Участники «Еврейского ренессанса» лицезрели свою главную задачку в исследовании и художественном осмыслении еврейского государственного наследства: еврейских обычаев и обычного еврейского быта. Юдовин на сто процентов делил цели движения «Еврейского ренессанса», и потому с энтузиазмом принял предложение участвовать в фольклорно-этнографических экспедициях по еврейской черте оседлости по городкам и местечкам юго-западной Украины (Подольская, Волынская и Киевская) губернии, организованных в 1912-1914 годах. Еврейским историко-этнографическим обществом (ЕИЭО) под управлением С. Ан-ского на средства Владимира Гинцбурга — отпрыска барона Г. Гинцбурга.

Сохранение традиций народного искусства евреев Русской империи было основной целью этих экспедиций, в каких Юдовин исполнял обязанности секретаря, художника и фотографа. Он зарисовывал и фотографировал всё, что относится к иудаике — предметы еврейского быта, ритуальные принадлежности, надгробия (мацевы), росписи синагог, еврейских узоров, изучал художественные особенности еврейского ритуального и декоративно-прикладного искусства. Как фотохудожник Юдовин работал в технике пикториализма (фотоимпрессионизма), стремясь перевоплотить фото в произведения искусства оковём воздействия на их в процессе съёмки и проявления.

Отдельную историко-художественную ценность представляет огромное количество запечатлённых Юдовиным-фотографом образов евреев-рабочих и евреев-ремесленников, и также разных форм еврейского коллективного труда: артели веревочников, папиросников, ткачей, спичечная фабрика в Ровно и почти все другое. Значимость работы Юдовина в этих экспедициях в особенности высока, так как его фото оказались в числе последних, на которых ещё можно узреть обычный мир еврейской общины черты оседлости, скоро на сто процентов исчезнувший в Первой мировой войне, при русской власти и совсем — во время Холокоста.

В 1920 году на базе собранного материала Юдовин издал альбом «Еврейский народный орнамент» из 26 линогравюр.

Возвращение в Витебск

В 1918 году возвратился в Витебск, где закончил Художественно-практический институт (ВХПИ), а в 1922 году был избран там проректором по хозяйственной части.

С 1922 году по сентябрь 1923 года Юдовин преподавал особые дисциплины в графической мастерской этого института, в Художественном народном училище (ВНХУ) и в Еврейском педагогическом техникуме.

Почтовая марка с картиной Юдовина «Витебск. Костёл Св. Антония». Беларусь. 1999.

Управлял художественным кружком в витебском юношеском клубе имени И. Л. Переца.

Вкупе с М. Шагалом, Ю. Пэном и А. Бразером Юдовин учавствовал в «Выставке евреев-художников» и заходил в состав художественной комиссии по украшению Витебска к празднованию первой годовщины Октябрьской революции.

В августе-сентябре 1923 года Художественно-практический институт был реорганизован с снижением статуса — в Художественный техникум (ВХТ), что привело к конфликту преподавателей с новым директором. Во-1-х, комиссия учителей, в которую заходил и Юдовин, не смогла воспротивиться переводу учебного заведения из дома («дом Вишняка») на улице Бухаринской в неприспособленное здание бывшей Любавичской синагоги на улице Володарского, 15. Потом новый директор принял решение перепроверить познания всех бывших студентов и вообщем единолично решал вопросы организации обучения — сочтя это унизительным, Ю. М. Пэн (проректор по учебной работе), С. Б. Юдовин, Е. С. Минин и группа студентов 23 сентября 1923 года выступили с коллективным заявлением об уходе и покинули институт.

Ленинградский довоенный период

В 1923 году Юдовина пригласили в Петроград на должность ученого секретаря и хранителя в Музей Петербургского еврейского историко-этнографического общества, основанного ЕИЭО, который размещался в здании Еврейской богадельни А. М. Гинзбурга (Васильевский полуостров, 5 линия, д. 50).

Приглашение конкретно Юдовина на эту должность не было случайным: музей создавался для обработки, классификации и исследовательских работ материалов экспедиций Ан-ского, в каких Юдовин был одним из основных участников. Живописец проработал в музее до 1928 года, когда ЕИЭО было ликвидировано, а музей закрыт.

До Величавой Российскей войны во время жизни в Ленинграде Юдовиным были сделаны циклы гравюр «Гражданская война» (1928) и «Оборона Петрограда в деньки пришествия Юденича» (1933).

Военные годы и погибель

Во время войны до середины 1942 года Юдовин прожил в блокадном Ленинграде, в тяжелейших критериях стараясь запечатлеть вид осаждённого городка и его защитников. Потом живописец был эвакуирован в деревню Карабиха под Ярославлем.

Там, в музее-заповеднике Н. А. Некрасова, Юдовин работал над серией «Некрасовские места», а в 1944 году возвратился в Ленинград и окончил работу над циклом гравюр «Ленинград в деньки Величавой Российскей войны». Эти гравюры были изданы в виде альбома в 1948 году. Большая часть схожих работ исполнялось в стиле принятого в то время парадного официоза, но юдовинские изображения Ленинграда очевидно выделяются посреди их своим жестоким трагизмом. По воззрению искусствоведов, серия «Ленинград в деньки Величавой Российскей войны» стала одной из вершин творчества художника.

Все годы войны, в том числе даже во время блокады, в Ленинграде продолжали выпускаться почтовые открытки. Всего за 1941—1945 годы было издано практически 400 иллюстрированных почтовых открыток, посреди которых 26 — с произведениями Юдовина. Военная серия открыток с его произведениями стала довольно редчайшей и ценится в русской филокартии.

В 1945 году Соломон Борисович выпустил альбом автолитографий «Ленинград».

После войны Юдовиным были также сотворена серия открыток «Виды Ленинграда» (1946 год) и «Ленинград сегодня» (1949 год).

Живописец скончался 5 декабря 1954 года в Ленинграде на шестьдесят 3-ем году жизни.

Творчество

Формирование стиля С. Юдовин. Витебск. 1926 г.

Направление творчества и художественный стиль Юдовина формировались как благодаря его деятельности в экспедициях Ан-ского, так и под воздействием русско-еврейского авангарда Витебской и, в наименьшей степени, Киевской художественных школ. Сначала это — М. Шагал, Э. Лисицкий и Н. Альтман, которые желали сделать новый еврейский стиль, соединив авангард с еврейским народным искусством. Но при всех новациях в их произведениях, в том числе и у Юдовина, всегда верно проявляется символика исчезающего мира еврейского местечка, который был и остался для их источником вдохновения.

Творчество самого Юдовина также оказало воздействие на живописцев Витебской школы. Их виртуозное сочетание обобщённости с документальной конкретностью у Юдовина получило предстоящее развитие, и определенные подробности в его работах только подчёркивают глубочайший символизм произведений.

Книжная графика

Огромное место в творчестве Юдовина занимала книжная графика, а в 1930—1940-е годы иллюстрирование книжек стало занимать главное место в его творчестве. Юдовин работал, в главном, в технике ксилографии и линогравюры. В этот период его творчество взошло на новый уровень — он научился передавать иллюзию глубины еще более жадными средствами, не используя необыкновенные ракурсы, максимально высочайшие горизонты и очень искажённую перспективу.

Первыми работами в этой области стали обложки к сборнику стихов М. Юдовина «Кнойлн» («Клубки») (1922), к книжке П. Амп «Песнь Песней» (1925). В предстоящем Юдовин иллюстрировал такие книжки, как «Старинная повесть» С. Е. Розенфельда, «Блудный бес» (1931) Л. Раковского, «У Днепра» (1933) Д. Р. Бергельсона, «История моей жизни» (1934) А. Свирского, «Путешествие Вениамина III» (1935) Менделе Мойхер-Сфорима, «Рассказы о 7 гетто» Э.-Э. Киша, «Еврей Зюсс» Л. Фейхтвангера (1938—1939), «Стихотворения» Н. А. Некрасова, «Исторические романы» (1949) О. Д. Форш и другие.

Всего за свою творческую жизнь Юдовин сделал иллюстрации к 60-ти книжкам, семь из которых, по тем либо другим причинам, не узрели света. В числе неизданных оказались и его наилучшие работы на еврейскую тему: «Еврейский народный орнамент», «Еврей Зюсс» и «Путешествие Вениамина 3-го».

Лион Фейхтвангер высоко оценил талант Юдовина как иллюстратора, написав ему в личном письме: «Сердечно благодарю Вас за письмо и в особенности за красивый подарок, изготовленный Вами, — за Ваши гравюры. Я уже написал издательству, какими только профессиональными я считаю Ваши гравюры…»

Еврейская тема Старик у окна. Из цикла «Былое». 1923 г.

Прожив бо́льшую часть жизни во времена сталинизма, Юдовин мучился, следя ликвидирование идишской культуры и проявления муниципального антисемитизма. Он дорожил дружбой с М. Шагалом, Э. Лисицким, литературоведом Израилем Цинбергом, Перецем Маркишем.

Юдовин с рождения поглотил в себя культуру штетла (идишкайт) и всё его творчество большей частью было обращено к еврейской теме. Сцены из жизни еврейского местечка Юдовин начал создавать уже в 1920-х годах. Детские воспоминания жизни в Бешенковичах стали для художника основой для сотворения особенного и очень грустного мира собственных гравюр — «Шабат», около 1920-26 гг., «Похороны», 1926; «Жертвы погрома», 1927. Он находил объекты для собственного творчества на фабриках и заводах («Еврей-кузнец», 1930-е гг.; «Сцена в типографии», 1932; «Продавец бубликов», 1938-40 гг.), ездил в еврейские колхозы («В колхоз», 1940). И ни в какой из работ Юдовина на еврейскую тему нет той прохладной отстранённости, которая безизбежно проявляется при изображении чего-то чужого. Он создавал еврейский мир в собственных картинах, находясь снутри него и оставаясь с ним неразрывно связанным.

В 1920-30-е годы годы Юдовин работал над монументальной ксилографической серией «Былое», пытаясь сохранить память об исчезающем мире штетла. Он сделал огромное количество пейзажей еврейского местечка, видов Бешенковичей и старенького Витебска («Музыканты, возвращающиеся со свадьбы» 1939, и др.), делал гравюры по мотивам еврейского народного искусства («Два медведя, несущие гроздь винограда», 1940), подготовил полный макет книжки «Еврейский народный орнамент» (1940, не была издана).

Часть еврейской темы у Юдовина — это также портретные и жанровые работы («Старик в ермолке» 1925, «Сапожник» 1929). В их ярко проявляется унаследованное от Ю. М. Пэна редчайшее умение художника кооперировать в одном произведении психологизм определенного вида с его типологической обобщённостью.

Выставки

Юдовин являлся участником огромного количества всесоюзных, республиканских и городских выставок.

В первый раз выставил свои работы в 1916 году на «Выставке еврейских художников» в Москве, а в 1917 году — на «Выставке живописи и статуи еврейских художников» в Петрограде. Потом Юдовин участвовал в витебских выставках: «Еврейское народное искусство» (1918 год) и «1-я Муниципальная выставка картин местных и столичных художников» (1919 год).

Начиная с 1920 года, живописец представлял на выставки только картинки и гравюры.

Индивидуальные выставки состоялись в Витебске: в 1926 и 1992 годах (к 100-летию со денька рождения), в Ярославле (1944), в Ленинграде (1956), в Иерусалиме (Музей Израиля, 1991).

Местопребывание работ

Талмудист. Фото С. Юдовина 1912-14 гг.

Работы Юдовина хранятся в Гос Третьяковской галерее, Муниципальном Российском музее, Муниципальном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, в Русском этнографическом музее, в Государственном художественном музее Республики Беларусь, в Художественном музее Витебска, в Израиле, в личных коллекциях.

Судьба фото из экспедиций С. Ан-ского

Фотоархив экспедиций Ан-ского, фактически стопроцентно сделанный Юдовиным, насчитывал около 1500 фото. Сначала он хранился в Музее Петербургского еврейского историко-этнографического общества, а после его неорганизованной ликвидации фотоколлекция частью пропала, а частью была рассеяна по музеям и архивам Рф, Израиля, Украины и США.

Сам Юдовин, будучи основным хранителем музея, смог сберечь у себя какое-то количество фото. Часть из их он передал в Русский этнографический музей, а часть была продана его наследниками в разные собрания. На данный момент большая часть из сохранившегося (320 фото) находится в фондах Центра «Петербургская иудаика». Где они находились меж 1929 годом и до середины 1950-х годов., непонятно.

Какая-то часть экспедиционного фотоархива оставалась у Юдовина в его ленинградской квартире, а после его погибели в 1954 году они попали к Н. Альтману, который в 1957 г использовал их для иллюстраций к «Избранному» Шолом-Алейхема. В 1970 году после погибели Н. Альтмана его мастерская перебежала к театральному художнику Александру Пастернаку, который сначала 1990-х годов передал их Валерию Дымшицу — знатоку еврейской истории и культуры.

Издания

С. Юдовин. «Еврейский народный орнамент», Киев, 1920 г., линогрвюра; «Витебск в гравюрах С. Б. Юдовина» (на белорусском языке; 1926); С. Юдовин. «Гравюры на дереве», 1928 г.; С. Юдовин. Серия «Еврейский народный орнамент», 1920—1941 гг., ксилография; Ленинград. С. Б. Юдовин. Автолитографии. 1945; Юдовина С. П., Цинберг Т. С. «Юдовин С. Б.» Каталог выставки. Ленинград. 1956 Опыты «молодого человека для фотографических работ». Соломон Юдовин и российский пикториализм. Фотоархив экспедиций Ан-ского. СПб.: Петербургская иудаика, 2005

(подробный список изданий см.)

Литература

Бродский В. Я., Земцова А. М. монография «Соломон Борисович Юдовин». Л., 1962; Изобразительное искусство Ленинграда (выставка, 1976). Каталог. — Л: Живописец РСФСР, 1976. — с.194. Е. М. Юдовин На волнах моей памяти. Мемуары, JKDesign, Хайфа, 2010; «Гравюра на дереве» Гр. Сорокина, 1941. Издательство «Изокомбинат»; Александрова И. А. Петербург — Петроград — Ленинград в произведениях российских и русских живописцев. Каталог выставки. Ленинград. Живописец РСФСР. 1980 Шматаў В. Ф. Белоруская станковая графiка. Мiнск. Беларусь. 1978 Никифоровская И. В. Живописцы осаждённого городка. Ленинградские живописцы в годы Величавой Российскей войны. Л. Искусство. 1985 Matthew Cullerne Bown. A Dictionary of Twentieth Century Russian And Soviet Painters. 1900-1980s. Izomar Limited. London. 1998 Галушкина А. С. и др. Выставки русского изобразительного искусства. 1917—1932 гг. Справочник. Т.1-3. М. Русский живописец. 1965—1973 Яков Бердичевский. Люд книжки. К истории еврейского библиофильства в Рф. Киев. Дух и литера. 2009

(подробную библиографию см.)

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный