Фрейман Николай Оскарович




Биография

Николай Оскарович Фрейман родился 7 августа 1885 года в Рязани. Отец - жд служащий, мама - домашняя хозяйка. Детство провел в Средней Азии (ст. Фараб около Аму-Дарьи). В 7 лет семья возвратилась в Рязань, где Николай Фрейман обучался в I-ой Гимназии. В Гимназии открылся талант к рисованию, там же была проведена его 1-ая выставка.

В 1904 году Н.О. Фрейман начал брать личные уроки у художника С.А. Пырсина, выпускника Дюссельдорфской Академии художеств.

По окончании гимназии поступил в Столичный Институт. В период студенчества, отрисовывал в студенческом изобразительном кружке и посещал студии М.В. Леблана и И.И. Машкова. Сразу обучался в Столичном театральном училище. Участвовал по приглашению ряда театров в постановках как актёр, так и живописец.

Известны работы художника этого периода: наброски театральных костюмов и декораций, оформление книжек для издательства И.Д. Сытина, активное сотрудничество с писателем Б.И. Дунаевым (было выполнено художественное оформление 5 книжек старорусских повестей).

Сначала I мировой войны Н.О. Фрейман женился на танцовщице Мариинского театра Надежде Михайловне Ещенко-Фрейман (долгие и длительные годы была наиблежайшей подругой Натальи Ильиничны Сац, совместно обучались в Музыкальном техникуме имени А. Н. Скрябина, позднее работала в Студии «Д» под управлением С.М. Михоэлса).

С 1914 по 1917 гг. служил в армии, а с 1917 по 1921 гг. в отделе художественной агитации Красноватой Армии.

В 1918 году обучался в Театральной студии А.П. Петровского и играл под его режиссёрством в Никольском театре, делал декорации и зарисовки.

В 1921 год поступил в ВХУТЕМАС (Высшие Художественно-Технические Мастерские) на графический факультет. Сразу с ВХУТЕМАСом работал в студии драматического балета, где был занят в постановках.

С 1924 по 1927 гг. работал в издательстве «Работник Просвещения» и занимался рисунком в студии Д.Н. Кардовского. В этот период сделал бессчетные картинки и фото придорожных часовен. Фактически они все в конце 1930-х гг. были уничтожены. В 1932 году начал оформлять «Альбом придорожных часовен», в главном на материале зарисовок в Рязанской Мещере, также подготовил исследовательскую статью об этом строительном монументе. Был подвернут жесточайшей критике и обязан был поменять заглавие труда на новое под заголовком «Придорожная часовня - пережиток старого "погребения на столбах на путях"» (написана в журнальчике Академии «Советская Этнография» за 1937 год, № 3. С. 80–86).

С 1932 по 1941 гг. работал художником-ретушером в издательствах: Гидрометеоиздате, Фермерской Газете - Колхозник, Театр и Народное Творчество, Партиздате, Политиздате и др.

С 1939 по 1940 гг. участвовал как живописец в археологических экспедициях Академии СССР, Муниципального Исторического музея на раскопках старых Булгар (Монгольская Республика).

В Учпедгизе исполнил в течение 1940-1947 гг. с перерывом в годы войны ряд таблиц для альбома по «Древней Истории» Никифорова Д.Н., также сделал в том же издательстве иллюстрации к географии Грузинской для 5 класса и картину «Холм» для приятных пособий по географии.

Во время войны Николай Оскарович работал художником во «Фронтовых Иллюстрациях» и в журнальчике «Пограничник».

После войны написал много картин по Подмосковным местам - Мураново, Абрамцево, Звенигород. Не один раз выставлялся в Москве и Рязани.

Скончался в 1977 году, похоронен в Москве.

Работы Н.О. Фреймана приобретены Ленинградским Этнографическим музеем, Столичным Муниципальным Историческим музеем, Музеем Истории религии и атеизма, также Рязанским Краеведческим музеем.

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный