Билибин Иван Яковлевич



Когда родился: 4 16 августа

Где родился: Тарховка

Когда умер: 7 февраля

Где умер: Ленинград

Страна: Российская империя

Жанр: книжная графика, театральные декорации и костюмы, панно и росписи
Cамые известные картины: Золотой петушок

На него(неё) оказали влияние школа: И. Е. Репин


Оказал влияние на: Г. И. Нарбут




Биография

Иван Билибин родился 4 (16) августа 1876 в посёлке Тарховка (близ Петербурга), в семье военно-морского доктора Якова Ивановича Билибина. В 1888 г. поступил в 1-ю Санкт-Петербургскую традиционную гимназию, которую закончил с серебряной медалью в 1896 г. В 1900 г. закончил юридический факультет Петербургского института.

В 1895—1898 гг. занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств. В 1898 г. два месяца обучался в мастерской художника Антона Ашбе в Мюнхене. Пару лет (1898—1900 гг.) занимался под управлением Ильи Репина в школе-мастерской княгини Марии Тенишевой, потом (1900—1904 гг.) под управлением Репина в Высшем художественном училище Академии художеств.

Жил в большей степени в Санкт-Петербурге. После образования художественного объединения «Мир искусства» становится активным его членом.

В 1899 году Билибин случаем приезжает в деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии. Тут он в первый раз создаёт иллюстрации в ставшем потом «билибинском» стиле к собственной первой книжке «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сероватом волке».

В 1902, 1903 и 1904 г. Билибин посещает Вологодскую, Олонецкую и Архангельскую губернии, куда его командирует этнографический отдел Музея Александра III для исследования древесной архитектуры.

Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, также в работах над театральными постановками. С 1899 по 1902 г. он создаёт серию из 6 «Сказок», изданных Экспедицией заготовления муниципальных бумаг, потом то же издательство выпускает сказки Пушкина с иллюстрациями Билибина. А именно, появились «Притча о царе Салтане» (1905) и «Притча о золотом петушке» (1910). В 1905 г. издана иллюстрированная Билибиным былина «Вольга», а в 1911 г. — сказки Рославлева в издательстве «Общественная Польза». К тому же «сказочному» стилю с древнерусскими орнаментальными мотивами относится постановка оформленной Билибиным оперы «Золотой Петух» в 1909 г. в театре Зимина в Москве.

И. Я. Билибин. Набросок костюмчика Командора к драме Лопе де Веги «Фуэнте Овехуна». Древний театр. 1911

В духе французской мистерии представлено им «Чудо св. Теофила» (1907), воссоздающее средневековую религиозную драму; Испанией XVII века воодушевлены наброски костюмов к драме Лопе де Вега «Овечий источник», к драме Кальдерона «Чистилище св. Патрика» — театральная постановка «Старинного Театра» в 1911 г. Шутливой карикатурой на ту же Испанию веет от водевиля Фёдорвея Сологуба «Честь и Месть», поставленного Билибиным в 1909 г.

Заставки, концовки, обложки и другие работы Билибина встречаются в таких журнальчиках начала XX века, как «Мир Искусства», «Золотое Руно», в изданиях «Шиповника» и «Московского Книгоиздательства».

Во время революции 1905 года живописец создаёт революционные карикатуры.

С 1907 года Билибин преподает класс графического искусства в школе Общества поощрения художеств, продолжая преподавание до 1917 г. Посреди его учеников в школе были Жора Нарбут, Константин Елисеев, Л. Я. Хортик, А. Розилехт (August Roosileht), Николай Кузьмин, Рене О’Коннель, К. Д. Воронец-Попова.

В 1912 году женился вторым браком на Р. Р. О’Коннель. В этом же году группа столичных и петербургских интеллигентов покупает земляной участок на Южном берегу Крыма в Батилимане для постройки дач. Билибин был одним из приятелей, другими пайщиками стали писатели Владимир Короленко, Александр Куприн, Сергей Елпатьевский, Евгений Чириков, живописец Владимир Дервиз, доктора Абрам Иоффе, Владимир Вернадский, Миша Ростовцев. По жребию Билибину достался отрезок земли у самого моря, на котором уже стоял рыбачий домик. К домику была пристроена мастерская. После чего раз в год по окончании занятий в школе ОПХ Билибин отчаливал в Батилиман и ворачивался в Петербург осенью к началу занятий.

В 1915 году он участвует в учреждении Общества возрождения художественной Руси наряду со многими другими живописцами собственного времени.

После Февральской революции Билибин нарисовал набросок двуглавого сокола, который употреблялся в качестве герба Временного правительства, а с 1992 г. этот орёл размещается на монетах Банка Рф.

В 1917 г. Билибин расстается со собственной 2-ой супругой Рене О’Коннель. После Октябрьской революции Билибин уезжает в Крым в Батилиман, где живойёт до сентября 1919 г. До декабря 1919 г. он находился в Ростове-на-Дону, потом с отступлением белоснежной армии попадает в Новороссийск.

Билибин в 1920-е годы В эмиграции

21 февраля 1920 г. на пароходе «Саратов» Билибин отплывает из Новороссийска. Из-за наличия нездоровых на борту пароход не высаживал людей в Константинополе либо в Фамагусте на Кипре, а прибыл в Египет, где российские беженцы были помещены английскими властями в лагерь в Тель-эль-Кебире. С 1920 г. он живойёт в Каире. В Египте Билибин работает над набросками панно и фресок в византийском стиле для коттеджей богатых греческих негоциантов. Изучает египетское искусство, поначалу мусульманское и коптское, позже искусство Старого Египта.

В феврале 1923 г. Билибин женится на художнице Александре Васильевне Щекатихиной-Потоцкой, прибывшей к нему в Каир совместно с отпрыском Мстиславом. Летом 1924 г. путешествует с семьёй по Сирии и Палестине. В октябре 1924 г. поселяется в Александрии.

В августе 1925 г. Билибин переезжает в Париж. В это время он готовит блистательные декорации к постановкам российских опер, художника приглашают оформить балет Стравинского «Жар-птица» в Буэнос-Айресе и ряд опер в Брно и Праге.

Делает иллюстрации к русским сказкам, сказкам братьев Гримм, сказкам Тыщи и одной ночи.

С возрастом Билибин примиряется с русской властью. В 1935—1936 гг. он участвует в оформлении русского посольства в Париже, создаёт монументальное панно «Микула Селянинович».

В СССР Братская могила профессоров Академии художеств.

В 1936 году живописец на теплоходе «Ладога» ворачивается на родину и поселяется в Ленинграде. Билибин преподаёт во Всероссийской Академии художеств, продолжает работать как иллюстратор и живописец театра.

С 1937 по 1942 г. жил и работал в доме № 25 (кв. 46) по Гулярной улице г. Ленинграда (сегоднящая ул. Лизы Чайкиной), о чём гласит мемориальная доска на этом доме.

Билибин погиб в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 г. в поликлинике при Всероссийской Академии художеств. Последней работой известного художника стала предварительная иллюстрация к былине «Дюк Степанович» в 1941 г. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств около Смоленского кладбища.

Билибинский стиль

Для билибинского рисунка типично графическое представление. Начиная работу над рисунком, Билибин набрасывал набросок будущей композиции. Чёрные орнаментальные полосы чётко ограничивают цвета, задают объём и перспективу в плоскости листа. Наполнение акварельными красками чёрно-белого графического рисунка только подчёркивают данные полосы. Для обрамления рисунков Билибин щедро употребляет орнамент.

Семья

1-ая супруга — Мария Яковлевна Чемберс (Чемберс-Билибина) (1874—1962). Живописец, книжный график, театральный живописец. Обучалась в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств. С 1900 г. работала как книжный график. Выставлялась с 1909 г. Сестра театрального художника, графика Владимира Чемберса (1877—1934; с 1917 г. жил в Великобритании). Супруга Билибина с 1902 по 1911 г.Мама его отпрыской Александра (1903—1972) и Ивана (1908—1993). В 1914 г. уехала с детками в Великобританию; в Россию с того времени не ворачивалась.

2-ая супруга — Рене Рудольфовна О’Коннель-Михайловская (урожд. О’Коннель; 1891—1981). Живописец по фарфору, график. Родной дед художницы — ирландский патриот Даниэль О`Коннель. Родилась в Париже, приехала в Россию около 1910 г. Обучалась у Билибина в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств. После окончания школы преподавала в ней. Работала художником на Императорском фарфоровом заводе (Муниципальный фарфоровый завод). Супруга Билибина с 1912 по 1917 г. В 1922—1932 гг. работала на Ленинградском фарфоровом заводе им. М.В. Ломоносова. От второго брака, с Сергеем Николаевичем Михайловским (1885—1927), имела двоих деток, дочь Еву (1920—1942) и отпрыска, катастрофически погибшего по пути из Ленинграда к мамы в Сибирь. Посреди 1930-х гг. была репрессирована, до 1953 года находилась в ссылке. В ссылке вышла замуж в 3-ий раз. После войны жила в Ленинграде. Работала в фарфоре и в 1950-е гг.

3-я супруга — Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая (урожд. Щекатихина; 1892—1967). Живописец по фарфору, живописец, график. Родилась в Александровске (Запорожье). С 1908 г. жила в Петербурге. Обучалась в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств в 1908—1913 гг. С 1915 г. участвовала в выставках. С 1918 г. и в протяжении всей жизни (с перерывами) работала художником на Императорском фарфоровом заводе (Муниципальный фарфоровый завод). От первого брака с юристом Николаем Филипповичем Потоцким (1881—1920) имела отпрыска Мстислава (1916—1998). Супруга Билибина с февраля 1923 г. С сих пор жила совместно с ним во Франции; в 1936 г. возвратилась с ним в Ленинград, продолжила работу на заводе. Овдовела в 1942 г.

Произведения

Книжная графика 1899 — «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сероватом волке» 1899—1900, 1902 — «Василиса Прекрасная» 1899 — «Царевна-Лягушка» 1900 — «Перышко Финиста Ясна-Сокола» 1900—1901 — «Марья Моревна» 1901—1902 — «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 1902 — «Белая уточка» 1903 — былина «Вольга» 1904—1905 — «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина 1906 — «Сказка о золотом петушке» А. С. Пушкина 1908 — «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина 1908 — «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина 1911 — «Сказка о 3-х королевских дивах и об Ивашке, поповском сыне» А. С. Рославлева 1919 — «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что…» 1931 — Contes de l’Isba 1932—1933 — Tales of Russian Grandmother 1932 — Contes de la couleuvre 1936 — Le farouche Abd-el-Kader Театрально-декоративное искусство 1904 — Наброски декораций и костюмов к опере «Снегурочка». Пражский Государственный театр. 1907 — Наброски декораций и костюмов к мираклю «Действо о Теофиле». Древний театр. Петербург. 1908 — Наброски российских костюмов к опере «Борис Годунов» антрепризы Дягилева в Париже. 1908 — Наброски декораций и костюмов к комедии «Честь и месть». Театр «Лукоморье». 1909 — Наброски декораций и костюмов к опере «Золотой петушок». Оперный театр Зимина в Москве. 1911 — Наброски декораций и костюмов к комедии «Фуэнте Овехуна». Древний театр. 1911 — Наброски декораций и костюмов к драме «Чистилище Святого Патрика». Древний театр. 1913 — Наброски декораций и костюмов к опере «Аскольдова могила». 1913 — Наброски декораций и костюмов к опере «Руслан и Людмила». 1914 — Наброски декораций и костюмов к опере «Садко». Петербургский народный дом. 1928 — Наброски декораций и костюмов к опере «Сказка о царе Салтане». Театр Елисейских полей. Париж. 1930 — Наброски декораций и костюмов к опере «Князь Игорь». 1930 — Наброски декораций и костюмов к опере «Царская невеста». 1931 — Наброски декораций и костюмов к опере «Борис Годунов». 1931 — Наброски декораций и костюмов к балету «Жар-птица». Театр Колон. Буэнос-Айрес. 1934 — Наброски декораций и костюмов к опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Брно. 1936 — Наброски декораций и костюмов к опере «Сказка о царе Салтане». Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова. 1939 — Наброски декораций и костюмов к пьесе «Полководец Суворов». Ленинградский театр драмы имени Пушкина. Панно и росписи 1913 — Наброски росписей залов Нижегородского отделения Муниципального банка. 1915 — Наброски плафонов для Казанского вокзала в Москве (росписи осуществлены не были). 1922 — Панно «Борис и Глеб на корабле» 1922 — Панно «Всадник» 1925 — Наброски фресок и иконостаса для сирийского православного храма в Александрии. 1927 — Наброски фресок и иконостаса для Храма Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище в Праге. 1935 — Панно «Микула Селянинович» в русском посольстве в Париже. Галерея

Марья Моревна 1900—1900

Марья Моревна 1900—1900

Марья Моревна 1900—1900

Марья Моревна 1900—1900

Марья Моревна 1900—1900

Марья Моревна 1900—1900

Василиса Красивая 1899—1900, 1902

Баба Яга 1899—1900, 1902

Негоцианты 1905

Золотой петух 1909

Золотой петух 1909

Слово о полку Игореве

Красноватый наездник 1899

Иван-царевич и Жар-птица 1899

Морозко

Полуостров Буян 1905

Добрыня Никитич

Илья Муромец и Соловей-Разбойник

Алконост

Трибунал во время Российской Правды

Белоснежная уточка

Кикимора 1934

Руслан и Людмила

Проект формы милиции от имени Билибина в "российском" стиле. Одесская карикатура. 1917

Библиография

Липович И. Н. Иван Яковлевич Билибин. — Л.: Живописец РСФСР, 1966. — 60 с. — (Народная библиотечка по искусству). — 20 000 экз. (обл.). Иван Яковлевич Билибин: Статьи, письма, мемуары о художнике / Сост. С. В. Голынец. Л., 1970. Голынец Г. В. И. Я. Билибин. М., Изобразительное искусство. 1972. С. 5. Семёнов О. С. Иван Билибин. М., Детская литература, 1986. Голынец Г. В. Иван Билибин. Л., Аврора, 1988. Иван Яковлевич Билибин, 1876—1942 (Альбом) / Авт.-сост. Т. Ф. Верижникова. СПб., 2002. И. Я. Билибин в Египте (1920—1925): Письма, документы и материалы / Сост., предисл. и примеч. В. В. Беляков. М.: Дом Российского Зарубежья им. Александра Солженицына / Российский путь, 2009. Судейкина В. А. Ежедневник 1917—1919 / Подг. текста, вступительная статья, комментарий И. А. Меньшовой. М.: Российский путь, 2006. С. по указ. Магический замок Русской империи: альбом. — Н. Новгород: Литера, 2013. — 256 с., илл.

Марья Моревна 1900—1900

Марья Моревна 1900—1900

Марья Моревна 1900—1900

Марья Моревна 1900—1900

Марья Моревна 1900—1900

Марья Моревна 1900—1900

Василиса Прекрасная 1899—1900, 1902

Баба Яга 1899—1900, 1902

Купцы 1905

Золотой петушок 1909

Золотой петушок 1909

Слово о полку Игореве

Красный всадник 1899

Иван-царевич и Жар-птица 1899

Морозко

Остров Буян 1905

Добрыня Никитич

Илья Муромец и Соловей-Разбойник

Алконост

Суд во время Русской Правды

Белая уточка

Кикимора 1934

Руслан и Людмила

Проект формы милиции от имени Билибина в "русском" стиле. Одесская карикатура. 1917

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный