Участник Величавой Российскей войны и обороны Москвы. В 1941 ушёл добровольцем на фронт, был контужен и демобилизован. С 1942 по 1947 год обучался в Столичном художественном институте им. В. И. Сурикова (педагоги — П. В. Кузнецов, Л. А. Бруни и др.). Закончил Художественный институт и творческую аспирантуру. Ученик А. В. Лентулова, Л. А. Бруни и П. В. Кузнецова. Занимался в «Классах усовершенствования» при Академии архитектуры СССР. Вёл творческие группы проф живописцев по живописи и рисунку (МТХ — с 1948 г.), трёхгодичный «белютинский факультет», по инициативе А. Н. Косыгина, при Всесоюзном институте увеличения квалификации руководящих работников полиграфической и лёгкой индустрии (1954—1963).
Основоположник художественного направления «Новая реальность», базировавшегося на его даче в подмосковном Абрамцево (1964—2007). С «Новой реальностью» и конкретно с занятиями у Белютина связано более 3 000 живописцев, архитекторов, дизайнеров, архитекторов. Формально направление было запрещено после посещения Н. С. Хрущёвым выставки в Манеже 1 декабря 1962 г. Особенные педагогические возможности, присущие Белютину, отмечали все, кому доводилось находиться и работать у него в студии. Для многих юных живописцев, выпустившихся из художественных училищ и институтов, занятия с Элием Белютиным стали реальным откровением, полностью новым подходом к раскрытию творческих возможностей. В критериях запрета на многие российские произведения начала века и фактически всё современное западное искусство, студия была местом, в каком юные живописцы могли познакомиться с «другим искусством» и почувствовать свободу творчества. Свою педагогическую методику Элий Белютин оформил в «Теории всеобщей контактности». Из студии «Новая реальность» вышли такие живописцы как Люциан Грибков, Владислав Зубарев, Вера Преображенская, Анатолий Сафохин.
Ранее времени тираж издававшихся Белютиным теоретических трудов и творческих пособий (в том числе в Китае, Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Югославии) достигнул полутора миллионов экземпляров. С 1962 г. труды Белютина и сделанная им «Теория всеобщей контактности», представляющая развитие принципов гегельянства в опровержение русской официальной теории марксизма-ленинизма, публиковались только за рубежом (Италия, Франция, США). 1-ое роль в проф выставке — декабрь 1941 года, ГМИИ, «Московские живописцы и война». 1-ая индивидуальная выставка за рубежом — Польша, Варшава, июнь 1961 г. С 1962 г. неизменное роль в Парижских Биеннале (золотые медали) и экспозиции галереи Ламбер на Иль де Сен Луи. С 1969 г. индивидуальные выставки в Риме, роль в Сетторе Интернационале и Государственных выставках живописцев Италии. Член Итальянской Академии современного искусства. Премия Дженнаццано. Выставки в Катанье, Болонье, Мессине, Милане, Латине, Кремоне.
1991 г. — выставка «От Манежа до Манежа» в ЦВЗ Москвы (400 участников-учеников «Новой реальности». Следующий показ манежной выставки по институтским городкам США. Индивидуальная выставка в Союзе американских живописцев — Вудсток, в Бостоне, городках Канады, Швейцарии.
Представлен в Российском музее, Третьяковской галерее, ГИМе, ГМИИ им. А. С. Пушкина, 74 региональных музеях РФ и 34 забугорных музеях (Центр Помпиду, Государственный художественный музей Венгрии, Музей современного искусства Польши, бессчетных итальянских музеях, Люксембург, Прибалтика).
Кино: «Элий Белютин и Абрамцевское братство» («Центрнаучфильм», 1993), «История одной коллекции» («Центрнаучфильм», 1994), «5 картин Белютина» (ТВ, «Лад», 1994), «Теория всеобщей контактности» (ТВ, 4 серии, «Культура», 2012), «Элий Белютин. Портрет» (ТВ, «Культура», 2014).
Многие книжки по теории искусства написаны вкупе с супругой — Н. М. Молевой, медиком исторических наук, доктором, членом Союзов Писателей и Живописцев СССР и РФ.
Награждён «Орденом Почета» (2001), «Золотым Офицерским Крестом высшего достоинства» (Польша).
Занимается в аспирантуре на кафедре живописи и рисунка Столичного педагогического института. С 1950 года преподавал:
в Столичном приятельстве живописцев; в Студии инвалидов Российскей войны; в Институте увеличения квалификации художников-графиков; в Текстильном институте; в Полиграфическом институте.С 1954 года Элий Михайлович управлял «Экспериментальной студией живописи и графики» при горкоме живописцев книжки и графики. Студия арендовала один из залов в Доме учителя на Большой Коммунистической для собственных занятий. Конкретно в этом помещении была организована выставка в ноябре 1962 года. На открытии этой выставки присутствовали зарубежные журналисты и южноамериканское ТВ.
Был снят кинофильм, который через некоторое количество дней проявили по западному телевидению, западная пресса много писала об этой выставке.
Реакция русских органов была резвой, но живописцы успели снять и вывезти все картины. Некие официальные лица министерства культуры предложили Э. М. Белютину выставить картины с этой выставки на открывавшейся через один день выставке в Манеже, посвящённой 30-летию Столичного отделения Союза живописцев СССР. Не понимая, что это очевидная ловушка, живописцы повесили свои картины на втором этаже выставки в Манеже. После её посещения 1 декабря 1962 года Н. С.Хрущёвым с другими руководителями русского правительства и КПСС, 2 декабря в газете «Правда» была размещена статья о посещении этой выставки. Все картины студии Э. М. Белютина были сняты. Не имея помещения для работы студии, он решает строить мастерскую в Абрамцево на дачном участке.
В 1970-е годы Э. М. Белютин продолжал вести группы по увеличению квалификации:
на комбинате имени Свердлова; на Трёхгорке; в Областном отделении Союза живописцев; в ВИА Лёгкой индустрии.В 1960-е годы произведения Э. М. Белютина экспонировались во Франции.
В 1969 Итальянской Академией современного искусства художнику была присуждена золотая медаль «За выдающиеся творческие заслуги и деятельность, имеющие международное значение».
В 1970 был избран членом Итальянской Академии современного искусства, присуждение премии Дженнаццано и золотой медали интернациональной Биеннале фигуративного искусства (Италия).
В 1970-е участвовал в выставках в Италии, Германии, США, Бельгии, Великобритании. В базе белютинской системы обучения лежала «теория всеобщей контактности» (одноимённая книжка вышла в 1991), трактующая искусство как главное средство духовной компенсации в конфликте человека с окружающей средой.
Собственное творчество мастера эволюционировало от красочного экспрессионизма ко всё большей абстракции, вполне отвлечённой от предметности в поздних игриво-загадочных «картинах-модулях».
Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
Коллекция
Основная статья: Коллекция БелютинаС 1870-х годов праотцы Белютина собирали старенькых мастеров. В текущее время коллекция насчитывает около 1000 предметов, включая Леонардо, Рубенса, Рембрандта. В 2013 году вдова художника ЗАВЕЩАЛА всё в дар президенту РФ.