Басманова Марианна Павловна



Когда родился: 20 июля

Где родился: Ленинград

Гражданство: СССР

Жанр: Иллюстрация


Биография

Родилась 20 июля 1938 года в Ленинграде, в семье живописцев. Отец - Басманов, Павел Иванович. Мама, Наталия Георгиевна Ланг , по папе была немкой, по собственной мамы, Софии Л. Эйндховен, - голландкой.

В 1941-1942 г. находилась в Ленинграде во время Блокады. В сентябре 1942 г. вкупе с мамой и бабушкой уехала в эвакуацию, в Алтайский край. Возвратилась в Ленинград в феврале 1945 г.

После войны семья Басмановых жила в Ленинграде, в доме 15 по улице Глинки, в бывшей квартире живописцев А. Н. Бенуа и, позже, Н. А. Тырсы, знакомого П. И. Басманова с довоенного времени : «Тырса жил в просторной квартире, когда-то принадлежавшей родителям Александра Бенуа и описанной последним в его воспоминаниях. Собирались в большой светлой комнате, бывшей гостиной Бенуа, с низкой эстрадой, которую отделяла арка. Окна выходили на дом 18 века, где, по преданию, происходили в пушкинские времена собрания общества «Зелёная лампа».

В 1950-е гг. в течение 2-ух лет была вольнослушательницей в Средней художественной школе (СХШ).

C 1956 по 1960 год обучалась рисунку, композиции и изучала принципы нового искусства у художника Владимира Васильевича Стерлигова. 1-ая выставка М. П. Басмановой прошла в 1959 году на квартире живописцев В. В. Стерлигова и Т. Н. Глебовой. «Выставка Марины Басмановой свершилась у Стерлигова (Большой пр., 98) в 1959 году. Около сорока работ, отлично оформленных и окантованных, акварели (в большей степени пейзажи). Приходили на неё обыденные гости выставок В. В. Стерлигова и друзья Павла Ивановича Басманова».

С 1960 года начала работать в книжной графике. Иллюстрировала книжки для малышей дошкольного и младшего школьного возраста. Несколько книжек проиллюстрировала вместе с мамой, Н. Г. Басмановой. В конце 1960-х - 1970-х гг. повсевременно работала с детскими журнальчиками "Мурзилка" и "Костёр".

В 1962—1963 году сделала ряд портретных зарисовок Анны Ахматовой.

Член Союза Живописцев Рф с 1975 года. Участница городских и всесоюзных выставок.

М. П. Басманова уделяет много внимания сохранению памяти о своём отце, принимая инициативное роль в подготовке и проведении выставок его работ: Павел Басманов. ГРМ, 1996; Павел Басманов: Акварель, набросок. СПб, ЦВЗ «Манеж», 2000; Картинки и акварели Павла Басманова. М., ГТГ, 2002—2003; Ленинградский живописец П. И. Басманов. Нижнетагильский музей изобразительных искусств, 2009. В декабре 2014 организовала и провела в Петербурге первую индивидуальную выставку мамы, Натальи Басмановой.

С 1994 по 2005 г. работала научным сотрудником в Муниципальном музее «Царскосельская коллекция». Занималась экспозицией музея, подготовила около сорока временных выставок.

Творчество

Марианна Басманова в конце 1950- хх. стала первой ученицей художника и преподавателя В. В. Стерлигова, основывавшего свою работу на педагогической системе, сделанной К. С. Малевичем и практиковавшейся в ГИНХУКе. По этой системе живописцы поочередно изучали новые системы в искусстве (импрессионизм, постимпрессионизм, сезаннизм, кубизм), супрематизм. Сначала 1960-х гг. В. В. Стерлигов пришел к выводу из супрематизма Малевича, и, взяв геометрическую форму как модуль строения мира, красочного и космогонического, открыл уже свою идею «чашно-купольного строения Вселенной». Первой, кого он в эту идею предназначил, стала Марианна Басманова. Привлечённая Стерлиговым к работе над новым пластическим местом — сферическим, криволинейным, — Басманова создаёт свои работы: живопись, акварели, книжная графика, и сначала свои 1-ые книжки: «Муха-цокотуха» (1960) и «Весёлые песенки» (1961). Тот же принцип виден и во всех следующих работах художницы: как в композиции её работ, так и в присущей её учителю «светимости цвета». Творчество Басмановой Стерлигов оценивал высоко, видя в нём:

«Образ богатой духовной жизни, в каком заключается не само движение, а возможность его, образ, полный сокрытой динамики, духовной силы либо лирической мечтательности. Этот образ в особенности свойственен русскому изобразительному искусству»

— В.В. Стерлигов .

М. П. Басманова всю жизнь работала в детской книжке. Все трое живописцев этой незаурядной семьи отличались по творческому почерку, хотя многие книжки М. П. и Н. Г. Басманова делали совместно.

« Мир представлений Басмановой замыкается видами природы. Природа властвует в иллюстрациях художницы. И детские фигуры, время от времени появляющиеся в рисунках растворяются в природных формах, становятся вроде бы одним из её частей, органически сливаясь с деревьями, птицами, цветами в единый образ…

Трогающая зрителя вера в совершенство природы пронизывает всё творчество Басмановой, и является основой для поэтического восприятия её рисунков. Для того, чтоб выразить своё осознание природы, Басманова выбрала тональный принцип цветового решения; краски растекаются по листу бумаги, неприметно переходя в из 1-го в другой цвет, образуя тончайшую палитру. Акварель, в технике которой художница обычно делает иллюстрации, .по своим способностям отлично соответствует такому принципу. Для сотворения собственных образов она пользуется не только лишь краской, да и другими средствами изобразительного искусства: расположением цветовых пятен на листе и развороте книжки, ритмикой этих пятен, линией. Виртуозно владея всеми этим средствами и согласуя их меж собой, она внушительно передаёт своё проникновенное чувство природы.»

— Г.И.Чугунов

Книжная и журнальная иллюстрации

Светлячок // Звёздочка: Альманах для дошкольников. № 5. Л.: Детгиз, 1958. Карнавальные маски: Альбом. Л., 1959 (Вместе с Т. Н. Глебовой: 8 масок Т. Н. Глебовой, 4 маски М. П. Басмановой). Б. Можжевелов. Муха-цокотуха: Музыкально-плясовое представление по притче К. Чуковского для малышей дошкольного и младшего школьного возраста. Л.: Гос. муз. изд-во, 1960. (Обл., тит. л.). Весёлые песенки. Для деток дошкольного возраста. Л.: Гос. муз. изд-во, 1961. (Обл.). // Звёздочка: Альманах для дошкольников. Л.: Детгиз", 1962. Музыкальные игры-сказки для деток младшего возраста. Л.: Гос. муз. изд-во, 1963. О. Крилер. Май // Звёздочка: Альманах для дошкольников. Вып. 1. Л.: Детгиз, 1963. С. 8. П. Дудочкин. Почему отлично на свете // Звёздочка: Альманах для дошкольников. Вып. 1. Л.: Детгиз. 1963. С. 30-31. Чукотские сказки / Записи и обработка А. Лозневого. Л.: Дет. лит., 1964. С Новым годом! Открытка. (Ёж с яблоком и коробкой). Л.: Сов. живописец, 1967. М. Борисова. Восемь вешних песенок. Л.: Дет. лит., 1970. Стихи наших читателей./ Журнальчик "Костёр", 1972, № 4. С. 51. А. Чепуров. Золотой пожар. Л.: Дет. лит., 1972. Рис Н. и М. Басмановых А. Чепуров. Белоснежная дорожка. Л.: Дет. лит., 1973. Рис. Н. и М. Басмановых. А. Чепуров. Солнце на дорожке. Л.: Дет. лит., 1974. Рис. Н.и М. Басмановых. А. Босев. Поёт зяблик: Стихи. М.: Дет. лит., 1975. Андерсен Г.-Х. Дюймовочка / Рис. Н. Басмановой. — Л.: Живописец РСФСР, 1975. Юрий Коваль. Розовый снег: Рассказ. М. Журнальчик "Мурзилка", 1976. №3, С.4. А.Крестинский. Катино лето: Рассказ. Л.: Дет. лит., 1977. Я. Сатуновский. Беги, беги, дорожка!: Стихи. М.: Дет. лит., 1982. С. Скаченков. Город мой над Невой: Стихи. Л.: Дет. лит., 1982. Н. Егоров. Огородный светофор. Стихи. Л. Детлит. 1984

Семья

Дед — Жора Фёдорович Ланг (1875—1948), действительный член Академии мед наук СССР, терапевт, выдающийся клиницист. Мама — Наталия Георгиевна Ланг (Басманова (1906—2000) — художница, книжный график. Отец — Павел Иванович Басманов (1906—1993) — живописец, книжный график. Дядя — Миша Иванович Басманов (1918—2006) — дипломат. С 1949 по 1969 г. работал в полномочном консульстве СССР в КНР; секретарем посольства СССР в Пекине; вице-консулом генерального представительства СССР в Тяньцзине; управляющим русского Генерального представительства в Шэньяне (Мукдене); генеральным консулом в Синьцзяне. Поэт, создатель бессчетных переводов китайской поэзии на российский язык. См. Басманов М. Избранное: Стихи. М.: 2004. Отпрыск — Андрей Осипович Басманов (р. 8 октября 1967). Отец Андрея — Иосиф Бродский. Внучки: Дарья ( р. 28. 04. 1987), Прасковья ( р. 27. 10. 1989), Пелагея ( р. 1997) и Анна Басмановы.

Посвящения

М. П. Басманова известна также как адресат бессчетных стихотворений поэта Иосифа Бродского. Сборник стихотворений И. Бродского «Новые стансы к Августе». США, Мичиган: Ardis, 1983 составлен из его стихотворений 1962—1982 гг., посвящённых М, П. Басмановой, сокрытой под инициалами «М. Б.» Стихи из этого цикла стали основой документального телевизионного кинофильма «В плену у ангелов. Письмо в бутылке», канал «Культура» 2007, реж. Е.Потиевский; стихи читает (закадровый глас) отпрыск поэта А. О. Басманов. В 1964-1965 и в 1972-1995 гг. М. П. Басманова и И. А. Бродский состояли в переписке, весь корпус которой в текущее время хранится : в Отделе рукописей РНБ; в архиве семьи Басмановых в Петербурге; в библиотеке Бейнеке Йельского института, США. М. П. Басманова является творческим консультантом неких проектов, связанных с творчеством Бродского, - художественного кинофильма «Полторы комнаты, либо Слащавое путешествие на родину», 2009, реж . Андрей Хржановский.

Источники

Владимир Мошников. Обучаться любви. В память о П. И. Басманове (1906—1993): Из дневниковых записей 1984—1998 // Материалы 6-й научной конференции, посвящённой творчеству К. П. Петрова-Водкина. Саратов, 2008 Траугот В. Тырса и Басманов. Басмановы. Бродский. Басмановы-Бродский. //Experiment/Опыт: Журнальчик российской культуры. № 16: Шестнадцать пятниц: 2-ая волна ленинградского авангарда. В 2-х ч. LA (USA), 2010. Ч.2. С. 151—155, 166. См. также илл. 183, 185, 186, 187, 188. (В. В. Стерлигов, Г. А. В. Траугот: портреты М. П. Басмановой; книжная иллюстрация М. П. Басмановой.) С. Спицын. Марина Басманова. Там же. С.189. Т. Глебова. . Там же. С. 471—473.

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный