Фетваджян Аршак Абрамович



Когда родился: 1 октября

Где родился: Трапезунд

Когда умер: 10 октября

Где умер: Медфорд

Страна: Российская империя

Жанр: живопись

Где учился: Государственная художественная школа Константинополь

© Работы этого автора несвободны

Биография

Детские и юношеские годы

Аршак Фетваджян родился в 1866 году в Трапезунде. В родном городке он обучался в государственном художественном институте, а потом продолжил своё обучение в Гос художественной школе, открытой в Константинополе армянским архитектором Ервандом Восканом. Тут Аршак учился технике акварели у итальянца Валери. По окончании художественной школы в 1887 году, Фетваджян продолжил обучение за границей. Он уехал в Рим и был принят в академию Сан-Лука, где обучался у итальянского живописца и архитектора Чезаре Маккари.

Творческое становление

В 1891 году Аршак Фетваджян принял роль в итальянской государственной художественной выставке, где его художественный талант оказался в центре внимания. В том же году он уезжает на учёбу в Вену. Много раз Фетваджян бывал в Венеции, Армянском Полуострове Святого Лазаря (Сан-Ладзаро-дельи-Армени), где разговаривает с Алишаном, пишет его портрет — один из немногих.

В 1895 году А. Фетваджян переезжает в Санкт-Петербург. В Рф он участвовал в художественных выставках и присоединился к Союзу российских живописцев. По требованию театральных властей Аршак Абрамович недолгое время занимался театральной критикой. Кроме остального в Санкт-Петербурге Аршак Абрамович занялся исследованием архитектуры.

Кавказский период «Кафедральный собор Ани» (акварель, 1905)

Сначала 1900-х годов А. Фетваджян уехал в Закавказье, где организовал несколько собственных выставок в Батуме, Тифлисе и Баку. В качестве художника-исследователя он участвовал в археологических раскопках (под управлением Николая Марра) средневековой армянской столицы Ани — городка, в каком сосредоточились одни из самых выдающихся примеров армянской архитектуры средневековья. Исследовав весь город, Аршак Абрамович сделал более тыщи акварелей и рисунков часовен, дворцов, церквей и монастырей, запечатлев в мелких подробностях их детали и декор. Почти все из того, что изобразил живописец, позже либо совсем пропало, либо очень поменялось.

В 1906 году Фетваджян переехал в Тифлис, где остался на тринадцать лет. В это время он много ездит по Европе, Армении. Изучает историю армянской архитектуры, прикладное искусство, государственный костюмчик. Делает акварельные картинки армянской одежки. Кроме исторических памятников Ани Фетваджян также запечатлел и другие армянские монументы культуры Кавказа (к примеру, «Базилика Текора» в Карсе), жизнь и пейзажи Армении (к примеру, «Восточная Почта», «Гора Арагац», «Озеро Севан»), портреты армян и других народов.

Создание банкнот и марок

В мае 1918 года была провозглашена Демократическая Республика Армения (ДРА). Через год управление республики поручило Аршаку Фетваджяну приготовить эталоны средств и символов почтовой оплаты ДРА. Заказ на печатание банкнот выполнила английская банкнотопечатающая компания «Ватерлоо и сыновья», а серию из 10 стандартных марок уникальных рисунков сделала в ноябре 1920 года парижская типография Шаспо. Но эти банкноты и марки не поступили в воззвание, так как к моменту их выхода правительство партии Дашнакцутюн было свергнуто, а Армения провозглашена Социалистической Русской Республикой. В предстоящем марки Фетваджяна с номиналами в 1, 3, 5, 10 и 15 рублей с чёрной надпечаткой герба ССР Армении использовались как гербовые марки.

Невыпущенные в воззвание марки ДРА (Ивер #94—101). Живописец — Аршак Фетваджян Банкноты, сделанные А. Фетваджяном для ДРА (1919)

50 рублей (реверс)

50 рублей (аверс)

100 рублей (реверс)

100 рублей (аверс)

250 рублей (реверс)

250 рублей (аверс)

Эмиграция

Из Парижа, где Фетваджян контролировал печать марок, в Советскую Армению живописец не возвратился. Он продолжил выставляться в популярных залах; так, к примеру, его художественные работы были увидены на показах в Лувре (1919, 1920) и Музее Виктории и Альберта. В 1922 году живописец переехал в США, сначала в New-york, а потом в Бостон. Аршак продолжал отрисовывать и был введен в художественные общества институтов Гарварда, Колумбии и Чикаго. Пару раз он обращался к русскому правительству Армении с просьбой о возвращении, но всякий раз получал отказ.

Аршак Фетваджян погиб в Медфорде (штат Массачусетс) в 1947 году. Его останки были перезахоронены в Ереване.

Наследство А. Фетваджяна

За более чем 20 лет, посвящённых искусству, Аршак Фетваджян сделал более 2000 работ, от карандашных рисунков до тщательно четкой акварели. Невзирая на то, что несколько популярных американских институтов обратились к нему с предложением издать его работы, живописец пожертвовал все свои картины, картинки и архив Национальному муниципальному Музею Армянской ССР (сейчас Государственная галерея). В завещании Аршак написал: «Да будет благословен тот, кто выполнит моё пожелание».

См. также

Изобразительное искусство Армении История почты и почтовых марок Армении

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный