Иосиф Владимиров




Биография

Родом из Ярославля. Отпрыск богомаза Владимира Титова, брат Андрея, Бориса и 2-ух Иванов Владимировых. Предположительно, пребывал в слободе Толчково, в приходе церкви Иоанна Предтечи. В 1646 году жил в Спасской слободе совместно с братом Саввой, священником церкви Петра митрополита.

В 1642—1644 годах в первый раз вызван в Москву — участвовал в выполнении росписей Успенского собора Кремля. В 1650 году в составе артели ярославца Севастьяна Дмитриева с 4 товарищами писал киоты на внешних стенках Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, возможно был задействован там и в более значимых работах, сначала в росписи паперти этого собора. В 1652 году учавствовал в исходном шаге росписи столичного Архангельского собора под управлением Симона Ушакова. В 1652—1653 годах участвовал в росписи церкви Троицы в Никитниках в Москве. В 1653—1654 годах вкупе с другими писал иконы для иконостаса столичного Успенского собора.

В сентябре 1657 года вкупе с Симоном Ушаковым и другими три денька писал на «государеве патриарше дворе на дорогах у наружных сторон на церкви». В 1659 году совместно с Севастьяном Дмитриевым и пятью другими ярославцами участвовал в стенописных работах в Успенском соборе Ростова. В 1660 году писал в столичном Архангельском соборе; в это время жил дома у Ушакова близ церкви Троицы в Никитниках. Совместно с Ушаковым и другими писал королевские врата в церковь Евдокии в Кремлёвском дворце; со Стефаном Лопуцким писал знамёна, совместно с другими писал образ Спасов и северную дверь в собор Василия Блаженного и чинил 5 местных икон и королевские врата. В августе этого года под управлением Ивана Филатьева чинил роспись стенок столичного Успенского собора.

В сентябре 1660 года поступил в знаменщики Печатного двора после Захария Лукина. Может быть, обучался у рисовальщика Пюльмана, приезжавшего на Русь в 1661—1663 годах. 29 июня 1663 года обозначен в знаменщики Григорий Аврамов, но с 16 июня 1664 года снова является в знаменщиках Владимиров, причём жалованье ему было выдано и за прошедший год. Написал образ Нерукотворенного Спаса, который был награвирован в Вене в 1663 году с следующею подписью:

Сей образ Христов за много лет иезувити от голомуцыя пелегринато в Риме прееден презтенты пергамин с самого синдона Авгарева изыском зуграфа Иосифа Владимирова москвита, выдан до руки в Вене в лето 7171. Уникальный текст (польск.)

Sei obraz christov za mnogo liet oicami iezuvitij ogolomucya pellegrinatij Wrime preneden prez tentij pergamin Ssamogo Sindona Awgareva iziskom Zugrafa iosifa Wladimirusza Moscoviata wijdam do druku Woavstrij Wviene Wlieto delineavit Martinus Ignatius Lublinskij eduarchi kopia Romanon. 1663.

— перевод из Сийского иконописного подлинника

В 1664 году взят с Печатного двора к настенному и травному письму в фронтальной палате, «в комнате», на золотом крыльце и в церкви Евдокии в Кремлёвском дворце. Последний раз упоминается в 1666 году, когда по заказу живших в столице ярославских негоциантов Никитинковых написал икону «Сошествие Святого Духа» для церкви Троицы в Никитниках, в какой сознательно изменил традиции в согласовании с современными греческими эталонами. Т. Е. Казакевич подразумевала, что он постригся в монахи в столичном Знаменском монастыре под именованием Иоасафа, и в 1677—1678 годах на Печатном дворе писал иллюстрации к Евангелию.

Род Иосифа Владимирова вписан в синодики Кирилло-Белозерского и Толгского монастырей.

Послание

Создатель «Послания» к Симону Ушакову, написанного в 1656—1658 годах, которое время от времени именуют первым русским искусствоведческим исследованием. В первой части 36 глав, в каких коротко излагаются античные выражения об искусстве — всего 113 ссылок и цитат.

Во 2-ой части, написанной в полемике с ограниченным ярославским архидиаконом сербом Иваном Плешковичем, создатель выступает за приближение живописи к природе, восхищаясь западными мастерами:

Христов либо Богородичен образ на стенках и на досках подобно живым пишут, и на листах печатают умело… и земных царей собственных… пишут, и всякие вещи и действия в лицах представляют и как живых изображают.

В том числе считал нужным применение в иконописи светотени. В 1-ые обоснованно употребляет термин «живописание» (живопись). Выступал против символики аллегоричных изводов, принятых в XVI веке. Иосиф Владимиров считал, что далековато не все святые были «смуглы и скудны», напротив, многие из низ при жизни были «благообразны», а другие после погибели просвещались лицом «паче солнца». Традиция же написания тёмных икон идёт от того, что древнейшие иконы, калоритные и «светоносные» вначале, подверглись воздействию времени. Считал, что богомаз несёт личную ответственность за свои работы и должен ставить подпись. Нужно ввести проф обучение живописцев, в том числе рисованию с натуры, чтоб оградить люд от икон ремесленного уровня, на которых в последних случаях святые «и не походили на человечий образы, но на одичавших людей обличием подобие наморано», которые «неуки человеки и невежди по своим волям пачкают неистове и зловидно». Также призывал живописцев к нравственному самосовершенствованию.

Послание сохранилось в 5 перечнях XVII—XIX веков.

Сохранившиеся произведения

Документированные:

Сошествие Святого Духа на апостолов. 1666 г. Москва, церковь Троицы в Никитниках, местный ряд иконостаса. Инв. И VIII 80013, 1598. 105х62 см.

Приписываемые:

Рождество Христово. 1626 г. ГРМ. Из собрания Н. П. Лихачёва. Богоявление. 1626 г. ГРМ. Инв. ДРЖ 1101. 22,9х17,9 см. Из собрания Н. П. Лихачёва. Благовещение. 1626 г. Из собрания И. В. Стрелкова. Принесение добросовестные ризы. 1627 г. ГМЗМК. Благовещенский собор. Иконостас соборной церкви. Личное собрание в Москве. Круг Иосифа Владимирова. Рождество Христово. Сер. XVII в. ЯХМ. Инв. И-109. 122х102 см. Богоматерь Владимирская, с 18 клеймами Сказания о Темир-Аксаке. Середина XVII в. ЯМЗ. Из церкви Иоанна Златоуста в Коровниках. Исцеление слепого. 1650-е гг. Москва, церковь Троицы в Никитниках, торжественный ряд иконостаса южного придела. Выручил Вседержитель на троне. 1650-е гг. Там же, местный ряд иконостаса.

Сочинение

Послание некоего изуграфа Иосифа к царёву изуграфу и наимудрейшему живописцу Симону Фёдоровичу / вступит. ст. и комменты Е. С. Овчинниковой // Древнерусское искусство. XVII век. — М., 1964. — С. 9—61.

Другие материалы в этой категории: « Никита Павловец Ильин Андрей (иконописец) »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный